И всеми силами молюсь за тех и за других

Свершилась Октябрьская революция. Вслед за ней запылал пожар гражданской войны, который докатился и до Дона.
Юный М. Шолохов был не только очевидцем, но и участником тех трагических событий. В то жестокое время он работал учителем по ликвидации неграмотности, служил в станичном ревкоме, был журналистом. А уже 1923 году М. Шолохов написал свои первые рассказы из донской жизни. В них он поставил и глубоко раскрыл проблему: «Жестокость войны и попытка человека сохранить нравственные устои» М. Шолохов в «Донских рассказах» показывает, что революция и последовавшая за ней гражданская война пробудили в людях жестокость, усилили в их душах борьбу добра и зла. И вот герой рассказа «Продкомиссар», ясно чувствуя неправоту своего выбора, смертную греховность его, просит прощения: «Не серчай, батя!» — но всё же убивает отца.
Человек может и должен остановить разлив жестокости, если будет откликаться на заповеди Божьи, — так считал М. Шолохов и потому создал свой рассказ «Жеребёнок», в котором показал, что души героев сопротивляются злу войны. Именно поэтому эскадронный решает пощадить жеребёнка. Трофим же, задающий вначале довольно равнодушно вопрос: «Убить его?» — в решающий момент, жертвуя собой, спасает жеребёнку жизнь. Очевидно, в жертвенности видел писатель очищение человеческой души.
Можно ли жестокость победить жестокостью? Конечно, нет! Зло рождает ещё большее зло. Поэтому в годы войны, по мнению писателя, так актуальна христианская заповедь —любить врага и не мстить ему. Но подняться до понимания и исполнения этой заповеди могли лишь немногие. Это сумел сделать дед Гаврила — герой рассказа «Чужая кровь».
Читая о том, как у старика забрали всех нажитых трудом лошадей, понимаешь, что у деда были веские основания ненавидеть новую власть. И они укрепились ещё больше, когда Гаврила узнал о гибели сына. Казалось бы, в душе казака не должно остаться места для жалости. Но дед Гаврила, воспитанный в правилах религиозной морали, остаётся верным ей и в самый тяжёлый момент гражданской войны. И когда он увидит своего врага поверженным и беззащитным, в нём вместо ненависти проснётся жалость, которая затем сменится любовью. Так Гаврила победит в себе дух зла и тем самым укажет путь и своему приёмному сыну — путь взаимного прошения и раскаяния.
М. Шолохов наделил своего героя, деда Гаврилу, редкими нравственными качествами — целомудрием в проявлении чувств, способностью к жертвенной любви, бесконечным смирением. У него нет ни одной мысли о себе. Ни одним словом не обмолвился он приёмному сыну о тяжести одиночества, а без позы и громких слов выполнил свой нелёгкий родительский долг — отпустил Петра от себя. Сколько огромной нравственной силы в этом смирении!
Правдиво показав человека в огне революции и гражданской войны, М. Шолохов призвал следовать христианским заповедям, важнейшая из которых «Не убей!» И, наверное, поэтому его рассказы звучат не только как суровая правда той далёкой от нас жизни, но и пророчество, предупреждение на будущие времена. Это предупреждение так актуально в наши дни, когда совсем рядом с нами опять полыхает огонь братоубийственной войны…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...