Война 1812 года в изображении Л. Н. Толстого

Отечественная война 1812 года — это одна из ярчайших страниц в истории русского народа. Однако всякая война, даже освободительная и справедливая, имеет двойственную природу. Её участники, движимые сознанием своей правоты, не только отдаются героической готовности отстаивать родную землю, но и испытывают нравственный протест против уничтожения людей. Именно так изображает войну Л. H. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Писатель показывает войну 1812 года как вынужденную, как единственно возможное условие спасения родной земли, национального достояния и независимости.
Мы, читатели, становимся свидетелями героизма русских людей, которые объединились в едином патриотическом порыве. Перед боем солдаты надевают белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Они считают, что не надо жалеть себя, а надо защищать родную землю. А вот как солдаты ведут себя во время боя: «Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались».
Мы видим, как на батарее Раевского солдаты перемещают пушку, слышны их крики: «Разом, дружно, по-бурлацки…» И перед нашим взором возникает картина тяжелого труда, которая совсем не вяжется с представлениями о героизме. Кажется, что солдаты и офицеры выполняют свою работу и только, но ведь вокруг стреляют пушки, застилая пороховым дымом окрестность, гибнут люди, которым совсем не хочется умирать. На вопрос Пьера: «А ты не боишься?» — солдат отвечает, что нельзя не бояться, что «шмякнет, так кишки вон». Вот она — суровая правда войны. Однако люди преодолевают свой страх и сохраняют бодрость духа. Чувство патриотизма делает всех участников сражения не просто солдатами и офицерами, а единой дружной семьёй. Это единение составляет духовную силу, помогает одержать победу над более сильным противником.
Когда французы приближаются к Москве, население покидает её, показывая тем самым всю силу своего «народного чувства». Так поступают и жители других городов и деревень русской земли. Народ создаёт партизанские отряды. Мужики не везут сена французам и за большие деньги. Они предают огню его и всё, что оставляет уходящее население, чтобы ничего не досталось врагу. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой…»
Но война, воспетая Л. Н. Толстым как всенародный подвиг, также и осуждена им с высоких нравственных позиций. Картиной массового уничтожения заканчивается Бородинское сражение. Л. Н. Толстой ведёт нас за толпами носилок, двигающихся с поля сражения, и мы вместе с Пьером думаем: «Нет, теперь они остановят это, теперь они ужаснутся того, что сделали». Писатель заставляет нас задуматься над вопросом: неужели война — это страшная необходимость жизни, неужели нет другого способа противостояния врагу, как сражение и убийство?
Л. H. Толстой на страницах романа показывает такой способ. Полк князя Андрея не ведёт войну, он находится в резерве. А ведь самое трудное — не сражаться, а стоять под огнём противника, не драться, а «обратить другую щёку к ударившему тебя». По мнению Толстого, переломить ход сражения и всей войны можно только духовным, нравственным противостоянием, следованием заповеди любви. Писатель видит причину торжества мира над войной в сущности характера русского народа, в солдатах, накормивших Рамбаля и Мореля, в казаках и мужиках, пожалевших юного французского барабанщика, в культуре Болконских, Ростовых… Это его, Толстого, правда о войне.
Я заканчиваю сочинение словом, которым его начал: «Не убий!» Люди должны помнить уроки предыдущих войн, во время которых нарушаются все нравственные заповеди и торжествует убийство. Любая война несёт людям страдание: гибнут солдаты, гибнет мирное население, уничтожаются огромные материальные ценности. Поэтому политики должны стремиться мирно, по-доброму решать все противоречия: экономические, политические, национальные. Народы должны жить в мире друг с другом.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...