Взаимоотношения отцов и детей в произведениях А. С. Пушкина

Отцы и дети! Они призваны природой продолжать друг друга. Но зачастую между ними возникают конфликты. С чем это связано? Наверное, с тем, что каждый человек является личностью и обладает собственной, определенной точкой зрения, которую готов решительно отстаивать. Тема «отцы и дети» была животрепещущей во все времена. К этой теме обращался Л.Н. Толстой в «Войне и мире», эта тема присутствует на страницах романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети». Мало сказать, что каждый из названных писателей раскрывает тему «отцы и дети» по-своему. Стоит отметить, что даже в творчестве одного писателя эта тема имеет разные направления, мотивы. Я попытаюсь доказать это с помощью произведений А.С. Пушкина.
Читая поэму Евгений Онегин, я обратил внимание на такую строчку: «отца понять не мог и земли отдавал в залог». Какого же отношение Онегина к отцу? Ответить на этот вопрос можно, если вспомнить о том, что смерть отца, словно проходит мимо сознания героя, что Евгений легко отказывается от наследства, так как долги отца, которые превосходят стоимость наследства обременяют его, а Онегин не считает долги отца своими долгами. Отказ от наследства и долгов — это символический жест: сын не чувствует ответственности за отца, он — не наследник. Наверное, именно с этой отчуждённости Онегина к отцу начинается его отчуждение к жизни.
Но это уже другой мотив темы «отцы» и «дети», и отражён он на страницах повести «Станционный смотритель».
Самсон Вырин сосредоточен на своём малом счастье: наслаждаться домашним уютом, горячим пуншем. И вдруг на станции появляется Минский. Увидев Дуню, гусар был поражён её красотой и решил увезти девушку с собой. Чтобы осуществить свой замысел, он внезапно «заболел». На третье утро Минский, уезжая, предложил девушке довезти её до церкви. Домой Дуня не вернулась. Ямщик, везший Дуню и Минского, рассказал Вырину, что девушка всю дорогу плакала, «хотя, казалось, ехала по своей охоте».
Но почему именно так уехала Дуня? Почему в Петербурге Минский так бесцеремонно и жестоко ведёт себя с отцом своей возлюбленной? Конечно, это можно объяснить социальным неравенством смотрителя и гусара, общим укладом жизни, эгоистическими устремлениями каждого из героев. Но, на мой взгляд, всё гораздо сложнее: ведь не зря же Пушкин даёт нам ключевые слова, характеризующие смотрителя, — «довольное самолюбие». Слишком слепа, эгоистична любовь Самсона Вырина к своей дочери. Это мешает ему поверить в «разумность» Дуни, в её возможность и способность самой решать свою судьбу, искать своё счастье. Так между отцом и дочерью возникает непонимание. Дуня чувствует, что она не сможет переубедить отца, изменит!, его жизненную позицию. И Дуня уезжает, чтобы обрести свой дом, добиться личного благополучия и счастья. Слова «день был воскресный», «обедня», «церковь» вызывают определённые ассоциации и возникает мысль о благословении автором пути Дуни.
Но станционный смотритель любил, растил и воспитывал дочь. Разве она не должна быть благодарна ему? Ответ и на этот вопрос я нашёл на последних страницах повести. В плаче Дуни на могиле отца, я почувствовал глубокую, сильную, и искреннюю жалость дочери к отцу, её благодарность и, конечно, же понимание своей вины перед ним: ведь она не сумела повлиять на душу отца, дать ему «разумности», терпения, надежды и объективно оказалась причиной его гибели.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...